Франция вступает в 2026 год с экономикой, которая остается устойчивой, но все больше сдерживается высоким государственным дефицитом и затяжным политическим тупиком.
Хотя ожидается, что рост немного восстановится по мере ослабления инфляции и улучшения условий финансирования, рейтинговые агентства и банки предупреждают, что слабая фискальная консолидация и законодательный тупик в настоящее время являются структурными особенностями прогноза Франции.
Эти опасения были подчеркнуты, когда на прошлой неделе кредитное рейтинговое агентство KBRA понизило долгосрочный суверенный рейтинг Франции до AA-, сославшись на устойчиво высокий дефицит и ухудшающуюся траекторию долга. Пересматривая прогноз с негативного на стабильный, агентство предупредило, что без решительных реформ и ограничения расходов суверенные кредитные показатели Франции останутся под давлением.
«Несмотря на исключительный доступ Франции к ликвидности, фрагментированная политическая среда оказывает давление на кредитные показатели, препятствуя значимой фискальной консолидации и поддерживая высокий дефицит», - Кен Эг, старший директор по связям с государственными органами в KBRA, сказал Euronews.
Рост Франции остается скромным
Франция переживает деликатный переходный период. Рост замедляется, долг растет, а окно для фискальной консолидации сужается в преддверии президентских выборов 2027 года.
В то время как риски рецессии остаются ограниченными, способность корректировать государственные финансы без срыва деятельности становится все более ограниченной.
Поданным KBRA, рост ВВП замедлился до 1,1% в 2024 году и оценивается примерно в 0,8% в 2025 году. Производство особенно отягощено слабым внутренним спросом, приглушенными инвестициями и сохраняющейся неопределенностью, связанной с геополитикой и фрагментацией торговли.
Потребление домашних хозяйств остается осторожным, несмотря на снижение инфляции и повышение реальной заработной платы, поскольку уровень сбережений остается высоким.
Инвестиции также сдерживаются отстающими эффектами более высоких процентных ставок, особенно в строительстве и других чувствительных к ставкам секторах. Фонд восстановления и устойчивости (RRF)и программы «Франция 2030», как ожидается, окажут поддержку, но общее воздействие может быть ограничено без более широких реформ.
С другой стороны, инфляция резко снизилась во Франции, что принесло некоторое облегчение домохозяйствам после длительного периода ценового давления.
Общая гармонизированная инфляция снизилась до 0,9% в годовом исчислении в конце 2025 года, что значительно ниже целевого показателя Европейского центрального банка и ниже среднего показателя по еврозоне.
Эта быстрая дезинфляция отражает сочетание регулируемых корректировок цен на энергоносители и сдерживаемой динамики заработной платы.
Ключевым фактором, сдерживающим фискальный прогресс, является все более раздробленный политический ландшафт Франции.
Во время второго срока президента Эммануэля Макрона произошел ряд бюджетных тупиков, потеря абсолютного большинства в парламенте и растущие трудности с принятием ключевых законодательных актов.
Многочисленные вотумы недоверия и частое использование конституционных инструментов подчеркнули более глубокий структурный тупик в политикеing.
Усилия по продвижению фискальных реформ, включая спорную пенсионную реформу 2023 года, были отложены или приостановлены, поскольку правительство ищет хрупкую парламентскую поддержку.
Временное приостановление пенсионных мер, которое, как первоначально ожидалось, приведет к ежегодной экономии в размере € 11 млрд к 2027 году, иллюстрирует стоимость этих политических компромиссов.
Ожидается, что корректировка реформы позволит сэкономить только € 100млн в 2026 году.
Иган из KBRA предупредил, что неопределенность в отношении направления политики в настоящее время «добавляет премию к суверенному долгу Франции», что отражает растущую осторожность инвесторов. Он добавил, что, хотя эпизоды ограниченной политической сплоченности могут возникать, «более широкая картина остается одной из постоянных фрагментаций, которая демонстрирует мало признаков ослабления и еще может усилиться».
Государственные финансы остаются главной уязвимостью
Международный валютный фонд прогнозирует, что соотношение долга Франции к ВВП вырастет с 116% в 2025 году до почти 130% к 2030 году.g от путей консолидации, наблюдаемых в большей части еврозоны.
Рост процентных платежей усугубляет фискальное бремя. Казначейство Франции ожидает, что расходы на обслуживание долга вырастут до € 59,3 млрд в 2026 году по сравнению с € 36,2 млрд в 2020 году.
Франция также продолжает испытывать первичный дефицит бюджета, прогнозируемый на уровне 3,4% в период с 2026 по 2030 год, что подрывает ее способность стабилизировать траекторию долга.
«Рост затрат на финансирование и растущее давление на расходы подразумевают, что значимая консолидация потребует устойчивых многолетних усилий», - предупреждает KBRA в своем отчете.
Хотя государственные доходы остаются высокими и составляют более 51% ВВП, возможности для дальнейшего увеличения ограничены, учитывая, что Франция уже входит в число стран ОЭСР с самым высоким соотношением налогов к ВВП.
В то же время ожидается, что структурное давление на расходы, особенно на пенсии и оборону, сохранится.
Сильный доступ к рынку компенсирует краткосрочные риски
Несмотря на эти wkBRA подчеркивает, что Франция сохраняет исключительную гибкость финансирования. Французские государственные облигации извлекают выгоду из высокой ликвидности, диверсифицированной базы инвесторов и основного статуса страны в еврозоне.
Эти факторы продолжают поддерживать беспрепятственный доступ к рынкам даже в условиях повышенной политической неопределенности.
Для KBRA этот баланс между сильным доступом к рынку и слабыми налогово-бюджетными показателями определяет перспективы Франции на 2026 год.
Хотя ликвидность снижает краткосрочные риски, агентство предупреждает, что без устойчивой фискальной консолидации и большей политической стабильности долговая нагрузка Франции, вероятно, останется на восходящей траектории, ограничивая гибкость политики в среднесрочной перспективе.


10:00
















