Год от года к ВОЛС и СКС предъявляются все более жесткие требования, связанные с необходимостью увеличения скорости, дистанции, стабильности передачи данных, повышения общей стабильности работы линии связи. Инженерам приходится искать новые решения, соответствующие духу времени. Какие тренды актуальны в 2023-2024 годах?
1. Развитие СКС
Важнейшим трендом развития СКС можно назвать переход с классических витых пар на оптоволокно. Вызвана эта тенденция экономическими причинами. Цена меди последние годы увеличивается, что сказывается на витых парах, тогда как оптика, наоборот, дешевеет.
Внимания заслуживает и использование СКС в сочетании с активным сетевым оборудованием. Такой подход обеспечивает сразу несколько значимых преимуществ:
- Упрощение монтажа системы, возможность его проведения в стесненных условиях. Активное сетевое оборудование зачастую оказывается легче и компактнее, в сравнении с классическими решениями для СКС;
- Снижение цены системы. Электронное оборудование в последнее время дешевеет, решения, которые еще несколько лет назад были недоступны для небольших предприятий, теперь стоят вполне разумных денег;
- Исключение проблемы совместимости, эффективного взаимодействия различных интерфейсов, что повышает скорость, стабильность всей структурированной кабельной сети;
- Возможность использования технологии мультиплексирования, что снижает общую цену внедрения системы;
- Исключение риска перегрева, сопряженного с выходом дорогой техники из строя или возгоранием;
- Использование минимальных количеств линейных кабелей, что снижает цену СКС и делает ее более безопасной.
Чаще всего в качестве активных сетевых модулей используются беспроводные Wi-Fi точки доступа.
Все большее внимание при обустройстве СКС уделяется безопасности. При формировании систем нередко используются кабели и оборудование формата PoE, что провоцирует выраженный нагрев проводов, в особенности, при подключении устройств-потребителей достаточно высокой мощности. Повышение температуры ограничивает протяженность линии, делает структурированную систему менее эффективной. Чтобы нивелировать негативный эффект, инженеры рекомендуют соблюдать ряд рекомендаций:
- Повышение общей категории СКС;
- Применение кабелей, рассчитанных на более высокие температурные нагрузки, для которых является нормальным режим работы, подразумевающий постоянный нагрев даже до 70 градусов;
- Использование кабелей и компонентов с экранированием. Например, экранированные патч-панели способствуют более равномерному нагреву и эффективному отводу избыточного тепла;
- Грамотное размещение кабелей. Оптимальный метод – пакетная установка, при этом, пакет нельзя перегружать проводами, а между отдельными сборками должны оставаться достаточные воздушные зазоры, способствующие эффективной вентиляции, обдуву, отводу тепла.
В СКС, основа которых – оптоволокно, активнее используются групповые разъемы формата VSFF, вытесняющие традиционные MPO и MTP-аналоги. Такие модули поддерживают огромную скорость передачи данных, до 1.6 терабит в секунду, вдобавок, решают сразу несколько проблем, характерных для работы классических СКС на обычных разъемах:
- Полярность образующихся трактов;
- Агрегация частот;
- Увеличение выраженности потерь из-за большого количества соединителей. VSFF – групповые разъемы, так что физических соединений становится гораздо меньше, это положительно сказывается на быстродействии, стабильности, отказоустойчивости коммутационной линии.
2. Уходим под воду
В Заполярье и на Дальнем Востоке активно прокладываются подводные ВОЛС. Дебютный проект, оптоволоконная линия, соединившая Североморск и Северодвинск, была введена в строй в 2022 году, позволила создать в регионе цифровую инфраструктуру, отвечающую актуальным стандартам, ввести новые методики дистанционного образования, улучшить качество сотовой связи.
Сейчас специалисты ведут работу по формированию наиболее масштабной подводной ВОЛС “Полярный экспресс” от Териберки, населенного пункта рядом с Мурманском, до порта Владивосток. ВОЛС прокладывается по маршруту Северного морского пути, а ее протяженность превысит 12650 километров.
Подобный способ монтажа признан специалистами наиболее надежным, обеспечивается более высокий уровень защиты магистрали от нагрузок, в сравнении с классической воздушной технологией прокладки, при этом, кабеля располагаются в прибрежной зоне, что обеспечивает возможность оперативного восстановления при повреждении.
3. Многоканальные оптические волокна
Вполне вероятно, что в ближайшее время классическое оптоволокно будет вытеснено многоканальным, основная особенность которого – размещение нескольких сердцевин в единой оболочке. Такая структура многократно повышает скорость передачи данных, при этом, сам кабель остается компактным, сопоставимым по весу и диаметру с обычной оптикой, не нагружает опорные конструкции.
Приятно, что разработчиками нового кабеля стали российские специалисты, представляющие МТУСИ. Изобретение может использоваться для повышения эффективности центров обработки данных, систем широкополосной связи, прокладки подводных оптоволоконных линий связи с увеличенной пропускной способностью.
4. “Темные волокна”
Один из трендов прокладки ВОЛС большой протяженности – “темные волокна”, то есть монтаж линий с запасом, позволяющих в дальнейшем наращивать мощность, подключать новых абонентов, сдавать их в аренду провайдерам для увеличения скорости передачи данных без физической модернизации. “Темными” называются волокна, которые не используются при вводе линии в эксплуатацию, однако, могут быть задействованы при первой необходимости.
Появление этого тренда объясняется постоянным ужесточением требованием к качеству связи, скорости передачи данных. Ранее ВОЛС формировались почти без запаса, из-за чего сейчас многие предприятия столкнулись с потребностью в их полном переоснащении, что потребует огромных вложений. “Темные волокна” исключают такую вероятность.
Вместе с этим, применяются наиболее технологичные волокна стандарта G.654E, высокоточные методики сварки, позволяющие снизить выраженность затухания, исключить формирование обратных помех, необслуживаемые усилительные пункты, исключающие риск снижения мощности сигнала, его скорости и потерь данных.
Многие организации начали оптимизировать маршруты прокладки ВОЛС. Обрывы вызваны, в основном, человеческим фактором, так что линии размещаются на расстоянии около 50 километров от крупных городов, в наименее населенной местности. Такое расстояние позволяет ремонтной бригаде оперативно добраться до места возможной аварии, однако, снижает саму ее вероятность.
5. PoLAN
Тренд перехода на PoLAN подходит для офисных СКС, базируется на методике xPON. Его главное отличие от xPON – отход от универсальности, возможность оснащения системы оптическим сплиттером. Система PoLAN на 100% совместима с ранее внедренной оптической СКС, даже в том случае, если при ее построении использовались многомодовые кабели.