Германия привыкла решать экспортные проблемы по одному рынку за раз.
В 2025 году такой роскоши не было.
Поскольку поставки в Соединенные Штаты резко сократились (а экспорт в Китай одновременно ослаб, согласно торговым данным), ориентированная на экспорт экономическая модель страны оказалась под редким одновременным давлением, что подтолкнуло Германию к рекордному торговому дефициту с Китаем почти в 90 миллиардов евро и обнажило растущую хрупкость ее глобальной торговой позиции.
«Тесные трансатлантические торговые отношения подвергаются значительному напряжению из-за тарифной политики президента США Трампа», — Немецкий экономический институт (IW) пишет в новом исследовании, финансируемом Федеральным министерством иностранных дел.
«Это уже отражено в экспортных показателях немецкой промышленности за первые три квартала 2025 года».
Согласно отчету, немецкий экспорт в США упал на 7,8% за первые три квартала 2025 года по сравнению с тем же периодом годом ранее — резкий разворот по сравнению со среднегодовым ростом почти в 5%, зафиксированным в период с 2016 по 2024 год.
Сильно ударил по ценной автомобильной промышленности Германии
Спад был сконцентрирован в промышленном сердце экспорта Германии. машины.
«Немецкий экспорт автомобилей и запчастей, машин и химической продукции, на долю которых приходится более двух пятых немецкого экспорта в США, особенно сильно пострадал», — говорится в исследовании.
В совокупности эти три сектора привели к снижению экспорта Германии в США более чем на 5,2 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом, что составляет более двух третей общего спада.
Падение экспорта в США было вызвано в основном возобновлением тарифного наступления президента Дональда Трампа после его возвращения в офис.
Экспорт автомобилей из Германии в США упал на 14%, а экспорт машиностроения упал на 9,5%, поскольку на сталь, алюминий и сопутствующую продукцию были введены пошлины до 50%.
В докладе предупреждается, что, поскольку импортные пошлины США вряд ли вернутся на прежний уровень в ближайшее время, показатели экспорта в третьем квартале 2025 года могут отражать «новую норму» для торговли Германии с Соединенными Штатами.
В то время как в целом Германия экспорт немного вырос в номинальном выражении в течение первых трех кварталов года, исследование ясно показывает, что за этим скрывается тревожная потеря конкурентоспособности. В ключевых секторах объемы экспорта сократились на несколько лет.
В важных отраслях немецкий экспорт в США вернулся к уровням, наблюдавшимся в 2022 году или даже в начале 2019 года.
В докладе, автором которого является доктор Самина Султан, старший экономист IW, сделан вывод, что Германия больше не может рассчитывать на восстановление своих традиционных экспортных рынков. Вместо этого она требует срочной диверсификации и более глубокой интеграции внутри Европы.
В исследовании утверждается, что Германия должна активнее инвестировать в расширение альтернативных экспортных рынков, одновременно устраняя оставшиеся барьеры внутри единого рынка ЕС и ускоряя заключение соглашений о свободной торговле с третьими странами.
В то же время Германия пострадала от второго, более структурного шока со стороны Китая.
Хотя спад в США напрямую связан с торговой политикой, замедление экспорта в Китай отражает более глубокие изменения в мировой экономике и в собственном промышленном потенциале Китая.
Поскольку импорт Германии из Китая продолжает расти, экспорт в противоположном направлении сокращается, в результате чего торговый дефицит достигает исторического максимума.
Китай может покинуть пятерку крупнейших экспортных рынков Германии впервые с 2010 года.
По прогнозам немецкого торгового и инвестиционного агентства Germany Trade & Invest, в этом году экспорт упадет примерно на 10 % и составит примерно 81 миллиард евро. (GTAI).
В результате этого снижения Китай останется лишь седьмым среди наиболее важных направлений для немецких товаров, что является поразительным разворотом для рынка, который доминировал в экспортном ландшафте Германии более десяти лет.
Хотя падение экспорта в Соединенные Штаты во многом связано с тарифной политикой президента Дональда Трампа, ослабление торговли с Китаем отражает более глубокие структурные сдвиги.
Китайские производители, особенно в автомобильном и машиностроительном секторах, быстро закрыли технологический разрыв с немецкими конкурентами и в некоторых сегментах все чаще конкурируют на одном уровне.
Поскольку Пекин стремится к большей самодостаточности и внутреннему производству, немецким экспортерам становится все труднее защищать долю рынка на том, что когда-то было для них самым важным растущим рынком.


19:00
















