Нет ничего более заманчивого, чем дразнить дешевым рейсом в Италию, когда дело доходит до бронирования (еще одной) поездки в один из главных туристических узлов страны.
Ryanair управляет значительной долей этих маршрутов и обеспечивает до 40% пассажиропотоков в Италию и обратно.
Однако во вторник антимонопольный орган Италии оштрафовал Ryanair на 255 миллионов евро за злоупотребление своим доминирующим положением, заявив, что авиакомпания использовала технические барьеры и ограничения на бронирование, чтобы вытеснить туристические агентства с рынка.
"После сложного расследования Управление обнаружило, что Ryanair внедрила тщательно продуманную стратегию, влияющую на способность онлайн и традиционных туристических агентств приобретать рейсы Ryanair на сайте ryanair.com", - говорится в заявлении Управления.
В частности, стратегия компании "блокировала, препятствовала или делала такие покупки более трудными и/или экономически или технически обременительными в сочетании с рейсы, выполняемые другими перевозчиками и/или другими туристическими и страховыми услугами».
Почему важны туристические агентства?
На рынке, где доминирует одна компания, предлагающая услугу (что само по себе не является чем-то, что антимонопольные органы будут наказывать), важно, чтобы между потребителем и компанией существовал буфер или контроль.
Особенно на цифровых рынках результаты поиска, платформы бронирования, инструменты сравнения и агрегаторы цен являются ключевой частью вашего взаимодействия с любой коммерческой услугой. провайдера.
Если эти посредники исчезнут или ослабнут, потребители увидят меньше вариантов и меньше сравнений — и, следовательно, у доминирующих компаний будет меньше причин вести себя хорошо.
Во-первых, авиакомпания ввела технические препятствия, направленные специально на клиентов, бронирующих билеты через туристические агентства. С апреля 2023 года Ryanair применила проверку распознавания лиц и другие меры проверки для бронирований, связанных с агентством, в то время как прямых клиентов это практически не коснулось.
Эти меры сделали продажи агентств более медленными, менее надежными и более дорогостоящими, отбивая у потребителей желание бронировать билеты через посредников и ослабляя конкурентоспособность этих агентств.
Во-вторых, Ryanair напрямую препятствовала доступу к своим рейсам, периодически или полностью блокируя турагентствам бронирование на своем веб-сайте. По данным Управления, это включало отключение способов оплаты и массовое удаление учетных записей, связанных с онлайн-турагентствами.
Поскольку рейсы Ryanair являются важным вкладом для агентств, продающих туристические пакеты в Италию и обратно, эти действия фактически помешали агентствам работать нормально. Власти пришли к выводу, что Ryanair больше не просто конкурирует с посредниками, а активно отказывает им в доступе к рынку.
В-третьих, Ryanair использовала это давление, чтобы заставить агентства заключить ограничительные соглашения о партнерстве. Агентства были обязаны подписывать контракты, которые ограничивали их возможности объединять рейсы Ryanair с услугами других авиакомпаний, размещением, страхованием или туристическими услугами — что является основной частью конкуренции агентств.
Чтобы добиться соблюдения требований, Ryanair периодически восстанавливала блокировку бронирования и проводила «агрессивные коммуникационные кампании», направленные на платформы, не подписавшие соглашение, называя их «пиратскими OTA». Это, по мнению Управления, еще больше искажает конкуренцию, сокращая коммерческую свободу агентств и сужая выбор потребителей.
Пиратское OTA — это онлайн-туристическое агентство, которое продает авиабилеты без официального соглашения о партнерстве — практика, которую авиакомпании критикуют, но регулирующие органы часто рассматривают как законную конкуренцию.
В соответствии с законодательством о конкуренции доминирование само по себе не является незаконным. Что является незаконным, так это злоупотребления — использование рыночной власти для исключения конкурентов, навязывания несправедливых условий или ограничения деятельности других на смежных рынках.
Власти пришли к выводу, что Ryanair использовала свое доминирование на первичном рынке авиаперевозок, чтобы подорвать конкуренцию на вторичном рынке туристических услуг.
Сделав экономически и технически обременительной для агентств продажу рейсов Ryanair — особенно в сочетании с другими услугами — авиакомпания ослабила конкуренцию, сократила диапазон и качество предложений, доступных потребителям, и исказила структуру рынка.
Именно эта комбинация в конечном итоге оправдала штраф в размере 255 миллионов евро.
Цифровые рынки очень быстро концентрируют власть. Если одна компания становится «стандартной» — самой дешевой, самой крупной, самой узнаваемой — всем остальным придется строиться вокруг нее.
Со временем доступ к продукту этой компании становится необходимым. В этот момент любое решение доминирующей фирмы о том, кто может продавать, как они могут продавать или какие комбинации разрешены, перестает быть частным выбором и начинает формировать весь рынок.
Агенства по конкуренции вмешиваются именно в этот момент — не потому, что уже произошло что-то драматическое, а потому, что они распознают ранние признаки структурной блокировки.
Посредники — единственные действующие лица, которые все еще могут вносить в эту систему трения, сравнения и выбор.


14:00
















