вход в личный кабинет
меню
Алексей Петров12 декабря 2025 time 11:00 раздел:Главная дальшеНовости дальшеБизнес

Вот почему китайские автопроизводители бьют европейцев в Казахстане

Десять лет назад улицы Казахстана были переполнены BMW, Volkswagen, Mercedes и многими другими европейскими автомобильными брендами, которые уже давно пользуются лояльностью клиентов не только в
  • РАЗМЕР ШРИФТА
  • просмотровсегодня: 3 всего: 16
  • комментариев: 0добавить коментарий

Десять лет назад улицы Казахстана были переполнены BMW, Volkswagen, Mercedes и многими другими европейскими автомобильными брендами, которые уже давно пользуются лояльностью клиентов не только в Казахстане, но и на постсоветском пространстве в целом.

Сегодня нельзя упускать из виду тот факт, что на дорогах гораздо чаще появляются китайские BYD, Changan, Chery, Geely. Euronews поговорил с несколькими специалистами отрасли, чтобы понять причины сдвига.

Китайское завоевание?

Многие экономические и геополитические факторы поддержали экспансию китайских автомобильных компаний в Казахстане.

На протяжении многих лет китайские производители совершенствовали свои методы производства. Они инвестируют миллиарды долларов в дизайн, технологии и безопасность и теперь поставляют транспортные средства гораздо более высокого качества, чем 20 лет назад.

Скорость, с которой они модернизируются, также неоспорима, сказал Артур Мискарян, генеральный директор Агентства по мониторингу и анализу автомобильнойРынок.

Он подчеркнул, что Китай спешит заполнить пробел, оставленный европейскими брендами.

Это заблуждение, что в какой-то момент потребители перестали выбирать европейские продукты в пользу китайских. Так же, как ошибочно полагать, что китайские бренды завоевали казахстанский рынок, Артур Мискарян, генеральный директор Агентства Казахстана по мониторингу и анализу автомобильного рынка Открытие нового завода Kia на севере Казахстана подчеркивает амбиции Южной Кореи на рынке Центральной Азии. Авторское право: Kazakh PRESIdential пресс-служба

Эксперт пояснил, что такие компании, как BMW, Renault, Peugeot, Volkswagen, имеют свои производственные мощности в соседней России, которая поставляет продукцию на обширный российский рынок, а также в Центральную Азию.

С началом российско-украинской войны компании закрыли свое производство и поэтому потеряли более простые и дешевые цепочки поставок на восточную сторону линии фронта.

«Европейские автопроизводители просто потеряли свои позиции. И эти позиции, вполне логично, заняли китайские бренды», - подчеркнул Мискарян.

Это можно увидеть, посмотрев на долю рынка китайских автопроизводителей в Казахстане. По данным Казахстанского автомобильного союза (KAU), если в 2020 году их присутствие на рынке составляло всего около 2%, то в 2024 году оно выросло до 38%.

Доля китайских брендов в легковых автомобилях, проданных в Казахстане за последние шесть лет. Источник: Автомобильный союз Казахстана Авторское право: Галия Хасенханова

За первые девять месяцев 2025 года доля рынка, на котором доминируют китайские автопроизводители, составила 34,5%. Количество представленных брендов выросло с одного JAC в 2020 году до 21 бренда в 2025 году.

«Этот рост объясняется сочетанием доступных цен, широкого ассортимента моделей и технологически продвинутых конфигураций », - сказала президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.

Китаю также выгодно иметь общую границу с тремя из пяти государств Центральной Азии, что значительно сокращает сроки доставки.

Европейские автомобили, с другой стороны, доминируют в премиум-сегменте с такими брендами, как BMW, Porsche, Mercedes-Benz, Audi, Land Rover и другие.

«Европейские бренды занимают лидирующие позиции в премиум-сегменте, с совокупной долей 83,8% от всех продаж автомобилей в этом сегменте», - отметила Макашева.

Они также пользуются популярностью в коммерческом сегменте у Volvo, Scania и Mercedes-Benz.

Дистрибуция новых автомобилей в Казахстане в соответствии со страной происхождения бренда. Источник: Kolesa.kz Авторское право: Галия Хасенханова

Вопрос о финансах

Китайские производители автомобилей также поняли, что более половины покупателей либо берут кредит, либо платят в рассрочку, поэтому они работают с местными банками над созданиемсобственных кредитных структур.

«Китайские бренды, по крайней мере, на нашем рынке, имеют много соглашений с банками, где у них довольно привлекательные ставки, которые намного ниже, чем у их конкурентов», - сказал Ербол Шомбинов, руководитель подразделения новых автомобилей Kolesa.kz, платформы для продажи и покупки автомобилей.

Первоначальный взнос часто составляет от 5% до 10%, а иногда даже достигает 0%. Это помогает китайским брендам резко увеличить продажи.

Ключевую роль играют не только кредитные структуры, но и общее ценообразование на автомобиль.

«Даже в пределах одного класса европейские модели часто дороже. Китайские модели зачастую более бюджетны, при этом предлагают более широкую конфигурацию», - сказал Шомбинов.

В случае Казахстана на цены сильно влияет волатильность обменного курса. За последний год курс евро вырос с 534 тенге в январе до 647 тенге в октябре. Инфляция выросла с 8,9% до 12,6%.

Вот почему местный покупательвсе чаще обращаются к автомобилям местного производства.

«Цена таких автомобилей определяется в тенге, дилеры берут на себя часть логистических рисков и внедряют программы финансирования для покупателей, при этом внутри страны организовано гарантийное обслуживание и поставка запасных частей», - подчеркнула Анар Макашева.

Казахстан также намерен внедрить механизм лизинга с возможностью выкупа автомобиля после окончания контракта. Никаких подробностей пока не объявлено, но компании, которые согласятся участвовать, скорее всего, выиграют.

80% автомобильного рынка Казахстана равномерно разделено на 2 сегмента: автомобили стоимостью до € 16 500 и до € 33 000. Chevrolet Cobalt - лидер в первом сегменте. Авторское право: Алмаз Токеле для Kolesa.kz

Локализация производства

Китайские бренды пытались выйти на казахстанский рынок несколько раз с 2007 года, но так и не смогли закрепиться, пока JAC не открыл собственный завод в 2014 году.

«Именно опыт этого бренда дал понять китайским производителям, что для того, чтобы закрепить свои позиции на рынке и планировать свою работу здесь на долгосрочную перспективу, им необходимо наладить здесь производство», - сказал Артур Мискарян.

Локализация значительно сокращает сроки доставки и делает ценообразование более предсказуемым, а также устраняет риск незаконного импорта. До сих пор 64% автомобилей, зарегистрированных в 2025 году, производятся на месте.

В настоящее время есть завод Astana Motors, который производит Hyundai, и завод Allur, который производит автомобили Kia, Chevrolet, JAC, Jetour, Hongqi и Skoda. В октябре Kia также запустила независимый завод неподалеку.

Hyundai, Kia и Chevrol и уже несколько лет входят в тройку самых популярных брендов в Казахстане, а Hyundai Tucson и Chevrolet Cobalt ежемесячно конкурируют за лидерство.

Топ-10 популярных автомобилей в Казахстане. Лидируют по продажам локализованные Hyundai, Kia и Chevrolet, еще 6 мест занимают китайские бренды. Источник: Казахстанский автомобильный союз Авторское право: Галия Хассеханова

Пример Astana Motors

В сентябре «Астана Моторс» запустила новый завод CKD, который будет выпускать до 120 000 единиц автомобилей Chery, Changan и Great Wall Motor (Haval и Tank).

Все три входят в топ-5 китайских автопроизводителей и имеют собственные R&и D-центров, которые получают миллиарды финансирования. Последнее было важно для автопроизводителя при рассмотрении брендов для локализации.

«Существенным фактором стала готовность заниматься совместной разработкой и созданием моделей с учетом специфики казахстанского рынка, климатических и географических условий», - сообщили в пресс-службе «Астана Моторс».

Мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan открылся 16 сентября, до конца года планируется выпустить 15 000 автомобилей. Авторское право: Astana Motors

Гибкий подход китайских производителей к местным рынкам (например, интеграция казахского языка в мультимедийные и голосовыеe системы управления), а также готовность производить компоненты на местном уровне и обмениваться технологиями.

Локализация создает долгосрочную ценность для экономики страны, создает рабочие места, развивает инженерные компетенции и стимулирует рост смежных отраслей.

Это также снижает зависимость от импорта, затрат на логистику и колебаний валютных курсов.

На строительство завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan компания инвестировала € 360 млн. Когда завод выйдет на полную мощность, они планируют экспортировать 60%. Авторское право: Astana Motors

Новые автомобили против старых

По данным Национального бюро Республики Казахстантатистике, 41% зарегистрированных сегодня легковых автомобилей более 20 лет.

Стоимость перепродажи китайских автомобилей сегодня остается под вопросом. В отличие от европейских брендов, которые очень хорошо работают на вторичном рынке, судьба китайских автомобилей еще не определена.

«Вторичный рынок все еще более настороженно относится к китайским автомобилям, чем к брендам, которые давно известны», - отметил Мискарян.

Казахстанские водители отдают предпочтение кроссоверам и универсалам, что отражает демографическую ситуацию в стране, где люди заводят семью до 30 лет и имеют 2-3 детей. Авторские права: Алмаз Толеке для Kolesa.kz

Когда бренды вышли на рынок в 2022 году, былиопасения, что китайские модели потеряют половину своей стоимости, если не больше, в течение года.

«Мы видим из нашей аналитики, что на самом деле китайские бренды и конкретные модели не теряют ценность так значительно, как ожидалось», - сказал Ербол Шомбинов.

Эксперты считают, что при условии отсутствия рыночных шоков китайские автомобили продолжат удерживать прочные позиции на казахстанском рынке, в то время как те, у кого локализованное производство, выиграют больше всего.





Комментарии

Добавить комментарий



максимум 1000 символов

Другие новости бизнеса и экономики
больше новостей
more
сегодня на главной
реклама

Добавить сюда свой банер можно в кабинете пользователя

Биржевые цены, USD
Котировки акций энергокомпаний
Новые комментарии
Опрос

результаты опроса

Посмотреть все голосования

EnSAT в соцсетях
Яндекс.Метрика ^