Неуклюжей системе возврата налогов, которая называет себя «безналоговой», бросает вызов испанская финтех-компания STAMP. Фирма запустила кампанию, призывающую туристов избегать уплаты НДС на кассе, что вызвало дебаты в секторе туризма и розничной торговли о том, необходимо ли реформировать всю систему.
Испания, как и многие страны ЕС, продолжает использовать термин «без налогов» для услуг, которые на практике функционируют как отсроченное возмещение НДС туристам, не входящим в ЕС.
Хотя эта этикетка широко представлена ??в магазинах, посетители платят полную стоимость товара в магазине. Затем они получают часть налога обратно при выезде из страны при условии прохождения процессов проверки и вмешательства посредников.
Этот подход возник в 1980-х годах, когда технологические и административные ограничения не позволяли проверять исходящие товары в реальном времени. А именно, продавцы не могли быть уверены, что товар, купленный в Испании, действительно будет вывезен из Испании и, таким образом, будет фактически рассматриваться как экспорт, не облагаемый НДС ЕС или Испании.
В 2024 году в Испанию прибыло около 94 миллионов иностранных туристов, а общие расходы составили более 126 миллиардов евро. В первой половине 2025 года число туристов выросло еще больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Однако лишь часть этого потребления проходит через систему возмещения НДС, поскольку не все покупки имеют право на нее.
Эксперты отрасли также предполагают, что многие люди отказываются от нее из-за сложности, отсутствия доступной информации или потому, что они считают конечную выгоду от возмещения ограниченной.
Большая часть объема, около 80%, обрабатывается, исходит из сектора роскоши, который не учитывает малый и средний бизнес, который мог бы иметь доступ к полезным налоговым льготам в качестве коммерческого инструмента.
По словам Абеля Навахаса, генерального директора испанской финтех-компании STAMP, проблема заключается не в правилах, а в «старой системе, которая создает медленный и запутанный опыт для туристов».
Несмотря на рост цифровизации, требование возврата налога по-прежнему требует первоначальной уплаты НДС, руководство формы и вмешательство операторов, которые взимают комиссионные.
В 2019 году процесс возврата НДС стал полностью цифровым через DIVA, в результате чего клиент получает электронный документ о возврате в магазине, а затем проверяет его в киосках DIVA в аэропорту или порту перед отъездом.
Но даже с DIVA вы все равно платите НДС авансом, и вам необходимо взаимодействовать с таким оператором, как Global Blue, Planet или PieVAT, чтобы фактически вернуть свои деньги.
С учетом дополнительных комиссий путешественник обычно получает от 40% до 60% налога.
В условиях растущей международной конкуренции, когда испанские города стремятся расширить свои туристические и розничные предложения, такие предложения, как предложение, созданное STAMP, имеют успех. появился как средство модернизации «безналоговых» сделок Испании.
По мнению стартапа, это имеет несколько преимуществ. Во-первых, турист сразу получает экономию, а бизнес заранее знает стоимость услуги, а значит, может использовать ее как инструмент продаж. Этот стимул также облегчает участие в нем всем типам заведений, а не только розничным торговцам предметами роскоши.


16:00
















